Почему бывает что дети, на которых все говорят: ой, какой же это ребенок жалостливый. И бывают такие, что говорят: дети немилосердные. А не потому ли, что у одних родители научили сочувствовать, а других - нет. И думаю, здесь не поможет стандартное: «так делать некрасиво». Нужно, чтобы ребенок учился сквозь призму своих ощущений. Сочувствовать - ощущать вместе. И иногда все происходит даже не на уровне слов, а на уровне жестов. Как часто родители выслушивают проблемы детей, даже не смотря им в глаза, а моя посуду или смотря телевизор, или завершая какую-то свою работу. Именно здесь у ребенка, для которого его проблема – самая болезненная, возникает чувство вторичности. А оттуда и погружение в себя и обида на других. Поэтому наиболее важны в таких случаях - искреннее внимание, желание выслушать и понимать. Ни один ребенок, который познает сочувствие и внимание к себе, никогда уже не отнесется нехорошо к кому-то другому. Почему-то так происходит в жизни, что доброе учится с учителями, а плохое познают своими силами. Нужно научить ребенка любить людей, а осуждать он научится сам.
|