Игра «Заботливый хозяин»
Разделите детей па группы. Все дети заботливые хозяева. Они должны подумать и рассказать как
нужно заботиться о своих вещах, одежде, книгах и т.д.. чтобы они прослужили как можно дольше.
Затем педагог показывает детям карточку с рисунком какого-либо предмета, например стола (книги, игрушки, одежды и т.д.) Каждая группа по очереди рассказывает, как она будет заботится о данном предмете. Группа, которая лучше всех придумает, как можно заботиться о том или ином предмете, получает карточку с этим предметом.
Самые заботливые те хозяева, которые к концу игры наберут больше карточек.
В течение недели попросите детей проявить заботу к тем предметам, которые они получили на карточках в результате игры.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Если человек заботится только о себе, сможет ли он стать по-настоящему счастливым?
• Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т.д.) будут заботится только о себе самих?
• Были ли в вашей жизни случаи , когда вы забывали проявить заботу к свои близким, и к чему это приводило?
Прочитайте детям сказку
Волчья ягода. А.Неелова
Отправились однажды маленькие Петя с сестрой Таней в лес собирать валежник. Босиком , с корзинами за плечами они быстро шли то по мягкому мху, то по каменистой дороге, обходя встречавшиеся по пути колючие кустарники. Все, что могло годится для топлива: сухая ли еловая ветка, свалившаяся с сосны шишка - дети подбирали и клали в корзины . Было начало осени. Деревья еще стояли в своем зеленом уборе: кое где мелькали в траве колокольчики и золотисто желтые дроки; по кустам и деревьям порхали и щебетали птички. Дети шли, ни на что , не обращая внимания, и только когда им попадались низенькие светло зеленые кустики ежевики или ярко красная малина они на минуту останавливались, чтобы полакомиться сочными ягодами
Все глубже и глубже забирались дети в лес. Там 6ыло больше хворосту, чем на опушке, куда чаще заглядывали бедняки и подбирали все, что можно было взять.
Собирая прутик за прутиком, веточку за веточкой- дети незаметно набрали полные корзины. Теперь они решили отдохнуть и позавтракать. Сняв корзины, они поставили их на землю, а сами уселись рядышком под липку, достали из карманов хлеб и принялись за него с аппетитом.
Видя, с какой жадностью Петя ест хлеб, Таня подумала: «Ишь, бедный, как проголодался!», отломила половину своего куска и отдала брату. Тот с удовольствием все съел, да еще и крошки подобрал.
Пока завтракали дети, солнце садилось все ниже за деревья, кудрявые верхушки которых красиво вырисовывались на золотистом фоне неба. По лесу пронесся легкий ветерок, напоенный душистым ароматом хвои, трав и кореньев.
Петя поднялся со своего места и стал искать ягоды и грибы. «Таня, Таня, - крикнул он вдруг радостно- иди-ка сюда , смотри, какую и я нашел прелесть!»
Подбежала Таня к брату и увидела красивый кустик , на верхней ветке которого висела блестящая темно- красная ягода. Такой красивой ягоды дети еще никогда не видали. Нагнулся Петя к кустику и сорвал ягоду чтобы полакомиться ею. Тане тоже хотелось попробовать ягоду, и они умоляюще посмотрела на брата. Взглянул Петя на сестру, не стал есть ягоду и говорит: «Нет, не буду есть одни, дам и тебе, милая Таня, отведать. Ты ведь тоже поделилась со мной своим хлебом».
Держит Петя в руках веточку с красивой ягодой, любуется на нее, а сам никак не решается ее попробовать.
— А знаешь что, Таня, — сказал он вдруг сестре, — давай лучше отнесем ягоду мамочке. Мы ведь с тобой полакомились и ежевикой и малиной, а мамочка, кроме сухого хлеба, наверно, ничего не ела. То-то она обрадуется, когда мы принесем ей вкусную ягоду.
— Ты отлично придумал, — похвалила сестра. — Побежим скорее домой, становится свежо — далеко мы зашли сегодня в лес.
Дети привязали за спины корзины и отправились домой. Заблудиться они не боялись — дорога, по которой они шли, спускалась прямо к долине, где, окутанная
белесоватым вечерним туманом, среди необозримых полей и лугов виднелась их родная деревушка. Петя бережно нес ветку с ягодой , а Таня собирала на пути попадавшиеся цветы – ей хотелось принести матери маленький букетик.
Наконец они подошли настолько близко, что могли разглядеть свой домик . у дверей на каменной сидела их мать и смотрела на дорогу должны были показаться дети. Вот из темной чащи леса выступили знакомые фигурки и ясно обрисовались на светло-зеленом фоне лугов.
- Мама, мама, — весело крикнул мальчик , подбегая к избушке, - погляди, что мы нашли в лесу. Я первый раз в жизни вижу такую красивую ягоду. Это мы тебе принесли. На, покушай..
Взяла мать ягоду в руки и с ужасом спросила: «Уж не вздумали ли вы есть эти ягоды?»
- Нет, мама, мы только одну нашли и ту принесли тебе.
- Сам Бог вас спас, дети! — воскликнула мать. -Ягода, которой вы так восхищаетесь, называется волчьей ягодой, — она очень ядовита. Кто съест ее — непременно умрет.
И с этими словами женщина бросила ягоду на землю и растоптала ее.
Петя стоял, опустив головку, и чуть не плакал, — бедный мальчик был очень огорчен, что ему не удалось доставить удовольствие матери. Да, не послушайся он своего доброго сердца, наверно, съел бы вместе с сестрой ягоду и таким образом погубил бы и себя и ее.
ВОПРОСЫ и задания к сказке:
• Какими были дети из сказки, и что их спасло от смерти?
• Представьте, что добрая волшебница, видя доброту детей, превратила волчью ягоду в волшебную. Как волшебная ягода поможет детям?
Творческое задание «Заботливый мир»
Поделите детей на две группы. Одной группе раздайте карточки с рисунками грибов, ягод, цветов, растений и деревьев. Другая группа играет роль людей.
Затем дети первой группы от имени тех, кто им достался на карточках, рассказывают о том, как они заботятся о людях. Например: я, березка, пою человека вкусным березовым соком; я, ромашка, л ° человека целебным отваром из своих цветов; я, белый гриб, кормлю человека вкусной грибной похлебкой и т.д.
Дети второй группы, в свою очередь, должны рассказать, как они заботятся о тех лесных обитателях, которых представляют дети первой группы. Например, сажают лес, кормят зверей и птиц, охраняют редкие растения, осушают болота.
Рисунок «Заботимся о родителях»
Прочитайте детям пословицу; «Кто родителей не забывает, тот вовек не погибает».
Попросите детей рассказать, как нужно заботиться о родителях в разных ситуациях, например:
• Мама пришла с работы усталая;
• У мамы вечером много дел по хозяйству;
• Папа плохо себя чувствует;
• У папы неприятности на работе;
• Папа и мама поссорились и т.д.
Например: когда папа придет с работы, нужно улыбнуться ему и помочь раздеться. Затем нужно маме приготовить ужин и накрыть на стол.
Попросите детей подумать и нарисовать, как они будут заботиться о своих родителях, когда вернутся домой
Задание на дом
Попросите детей выполнить жома то, что они придумали и нарисовали.